Консультация
для родителей «Развиваем речь, играя»
для
детей от 6 до 7 лет
«Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности». (Сухомлинский).
Современные условия жизни таковы,
что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не
остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются
дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. И
как сложно вашим детям, ведь они - ваша надежда и гордость! Они должны получить
очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить
ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает
классификации игр, но ему важно, чтобы вы поиграли вместе с ним, дали
возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и
испытать очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма.
Ребёнку хочется почувствовать себя
сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не
покровителя, а товарища.
Часто взрослые сами не умеют играть,
не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить
ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.
"Похожие
слова"
Цель:
расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу
слова.
Называем
ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и
почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют
их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель
- друг - враг;
Грусть
- радость - печаль;
Еда
- очистки - пища;
Труд
- завод - работа;
Танец
- пляска - песня;
Бежать
- мчаться - идти;
Думать
- хотеть - размышлять;
Шагать
- сидеть - ступать;
Слушать
- глядеть - смотреть;
Трусливый
- тихий - пугливый;
Старый
- мудрый - умный;
Бестолковый
- маленький - глупый;
Смешной
- большой - огромный.
"Два
приятеля"
Цель: развитие
словаря синонимов.
Придумай
слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый),
прекрасный - (красивый) и т.д.
"Семейная
олимпиада"
Цель:
уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря
признаков.
В
эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет
способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем
любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему
как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?",
"какая?", "какое?", "какие?". Например: трава
(какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая,
скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним
слово-признак.
"Два брата"
Цель:
развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для
этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем
ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были
два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали
Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был
маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У
Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем
ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме.
Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только
одного из братьев.
Глазик
- глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище;
шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
"Назови
ласково"
Цель:
закрепление согласования прилагательного с существительным, образование
уменьшительных форм прилагательных.
Мы
сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок
красный, а цветочек красненький.
Далее
мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко
сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка
синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша
жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро
синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце
теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок
пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом
низкий, а домик … (низенький).
Морковь
вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Магазин посуды"
Цель:
расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие
речевого внимания.
Для
этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай
поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для
супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница;
посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет -
конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда
для сахара - сахарница.
После
проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача
побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
"Найди по
цвету"
Цель:
закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для
этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем
цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок
находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
Например:
Красное
- яблоко, кресло, платье.
Желтая
- репа, краска, сумка.
Синий
- василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное
слово"
Цель:
развитие мышления, речевого внимания.
Из
предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать
одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай
и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной
дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На
лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама
взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед
Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака
живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд
едет по…(дороге, воде, рельсам).
"Найди
картинку"
Цель:
развитие анализа и синтеза.
Цель:
развитие анализа и синтеза.
Нам
понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
Посмотри
на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:
аэропорт,
небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы,
купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал,
море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе,
кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор,
турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
"Скажи
наоборот"
Цель:
расширение словаря антонимов.
Для
этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем
мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово,
противоположное по значению.
Сейчас
мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя
мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот -
светло.
ДРУГ
… ВРАГ
ДЕНЬ
… НОЧЬ
РАДОСТЬ
… ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА
… ХОЛОД
ЗЛО
… ДОБРО
ПРАВДА
… ЛОЖЬ
ХОРОШО
… ПЛОХО
ТЯЖЕЛО
… ЛЕГКО
ВЫСОКО
… НИЗКО
МОЖНО
… НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО
… ЛЕГКО
БЫСТРО
… МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ
… МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ
… ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ
… ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ
… ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ
… ИСКАТЬ |