«Осознание речевого дефекта старшими дошкольниками»
Скоро Ваш ребёнок - дошкольник станет школьником. Это новый,социальный статус, т.е. переход от игровой деятельности к учебной деятельности. Это переход очень важен для ребёнка, т.к. существенно влияет на учебные мотивы и поведение ребенка.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определённый уровень развития речи.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой ифонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготовку к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными иногда даже агрессивными. Сверстники высмеивают их, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки, потому что младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Ребенок начинает стесняться, отказываться отвечать у доски, участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. Впоследствии вообще отказывается учиться и даже посещать школу. Появляются прогулы, проблемы с учителями и сверстниками, занижается самооценка.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря только совместной работе учителя-логопеда и родителей удаётся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у детей с речевыми нарушениями уверенность в себе и своих возможностях.
|